№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 48704

1.

Из курса химии вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация.

На рисунках 1 и 2 представлены приборы, использующиеся для разделения смесей двумя из указанных способов.

Из числа перечисленных ниже смесей выберите те, которые можно разделить способами, изображёнными на рисунках:

а) железные и древесные опилки;

б) вода и частицы глины;

в) мел и крахмал;

г) нефть и воды.

 

Запишите в графы таблицы названия способов разделения смеси, соответствующие каждому из рисунков, и составы соответствующих смесей.

 

Номер рисункаСпособ разделения смесиСостав смеси
1
2

2.

На рисунке изображена схема распределения электронов пор энергетическим уровням атома некоторого химического элемента.

 

Рассмотрите предложенную схему и выполните следующие задания:

1) запишите в таблицу символ химического элемента, которому соответствует данная модель атома;

2) запишите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот элемент.

Ответ запишите в таблицу.



Символ химического

элемента

№ периода№ группыМеталл/неметалл

3.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах — увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиуса атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

 

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

4.

В приведённой ниже таблице представлены некоторые примеры формул веществ с ковалентной полярной и с ковалентной неполярной химической связью.

 

Примеры формул веществ


С ковалентной полярной химической связьюС ковалентной неполярной химической связью
;

;

;

;


Используя данную информацию, определите вид химической связи:

1) в фуллерене ;

2) в молекуле хлороводорода .

Запишите ответ в отведённом месте:

 

1) В фуллерене

 

2) В хлороводороде

5.

Сложные неорганические вещества можно классифицировать по четырём группам, как показано на схеме. В эту схему для каждой из четырёх групп впишите по одной химической формуле веществ из числа тех, о которых говорится в приведённом тексте.

Химические формулы запишите в таблицу в следующем формате: Al2(SO4)3.

 

Сложные вещества

 

оксидоснованиекислотасоль


Прочитайте следующий текст и выполните задания 5—7.

Аммиак () в промышленности получают взаимодействием простых веществ азота и водорода при температуре 400–450 °С под давлением в присутствии катализатора. В лаборатории аммиак можно получить, например, взаимодействием хлорида аммония () со щелочами (например, ). Аммиак — газ с характерным резким запахом, очень хорошо растворяется в воде. Водный раствор аммиака называется аммиачной водой или нашатырным спиртом. С его помощью можно привести в чувства человека при обмороке, хирурги обрабатывают им руки перед операцией. Помимо того, этот препарат нашёл широкое применение в косметологии.

Аммиак легко взаимодействует с кислотами, образуя соли аммония. Так, аммиак с азотной кислотой ) образует нитрат аммония (). За счёт азота в степени окисления –3 аммиак может проявлять восстановительные свойства, взаимодействуя с кислородом, оксидом меди (II) () или другими окислителями. Аммиак является исходным веществом для получения в промышленности азотной кислоты и азотных удобрений.

6.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции получения аммиака из простых веществ;

2) Укажите, с каким тепловым эффектом (с поглощением или выделением теплоты) протекает эта реакция.


Прочитайте следующий текст и выполните задания 5—7.

Аммиак () в промышленности получают взаимодействием простых веществ азота и водорода при температуре 400–450 °С под давлением в присутствии катализатора. В лаборатории аммиак можно получить, например, взаимодействием хлорида аммония () со щелочами (например, ). Аммиак — газ с характерным резким запахом, очень хорошо растворяется в воде. Водный раствор аммиака называется аммиачной водой или нашатырным спиртом. С его помощью можно привести в чувства человека при обмороке, хирурги обрабатывают им руки перед операцией. Помимо того, этот препарат нашёл широкое применение в косметологии.

Аммиак легко взаимодействует с кислотами, образуя соли аммония. Так, аммиак с азотной кислотой ) образует нитрат аммония (). За счёт азота в степени окисления –3 аммиак может проявлять восстановительные свойства, взаимодействуя с кислородом, оксидом меди (II) () или другими окислителями. Аммиак является исходным веществом для получения в промышленности азотной кислоты и азотных удобрений.

7.

1) Составьте молекулярное уравнение упомянутой в тексте реакции между аммиаком и азотной кислотой;

2) Укажите, к какому типу (соединения, разложения, замещения, обмена) относится эта реакция.


Прочитайте следующий текст и выполните задания 5—7.

Аммиак () в промышленности получают взаимодействием простых веществ азота и водорода при температуре 400–450 °С под давлением в присутствии катализатора. В лаборатории аммиак можно получить, например, взаимодействием хлорида аммония () со щелочами (например, ). Аммиак — газ с характерным резким запахом, очень хорошо растворяется в воде. Водный раствор аммиака называется аммиачной водой или нашатырным спиртом. С его помощью можно привести в чувства человека при обмороке, хирурги обрабатывают им руки перед операцией. Помимо того, этот препарат нашёл широкое применение в косметологии.

Аммиак легко взаимодействует с кислотами, образуя соли аммония. Так, аммиак с азотной кислотой ) образует нитрат аммония (). За счёт азота в степени окисления –3 аммиак может проявлять восстановительные свойства, взаимодействуя с кислородом, оксидом меди (II) () или другими окислителями. Аммиак является исходным веществом для получения в промышленности азотной кислоты и азотных удобрений.

8.

При исследовании минерализации бутилированной воды в ней были обнаружены следующие анионы: , , . Наличие одного из перечисленных ионов было доказано в результате добавления к воде раствора .

 

1. Какое изменение наблюдается при проведении описанного опыта? (Концентрация веществ достаточна для проведения анализа).

2. Запишите сокращённое ионное уравнение протекающей химической реакции.

9.

Дана схема окислительно-восстановительной реакции:

 

 

1. Составьте электронный баланс этой реакции.

2. Укажите окислитель и восстановитель.

3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

10.

Дана схема превращений:

 


Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

11.

Из приведённого перечня выберите вещества, которые соответствуют указанным в таблице классам/группам органический соединений. Запишите номера этих веществ в соответствующие графы таблицы.

 

АлкенОдноатомный спирт


12.

В предложенные схемы химических реакций впишите структурные формулы пропущенных веществ, выбрав их из приведённого выше перечня, и расставьте коэффициенты.


13.

Ацетилен применяется в качестве горючего при газовой сварке и резке металлов, а также как сырьё для производства винилхлорида и других органических веществ. В лабораторных условиях ацетилен можно получить в соответствии с приведённой схемой превращений:

Выберите из предложенного перечня вещество Х и запишите уравнения двух реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ. Запишите название вещества Х.


14.

Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК — это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК угарного газа в воздухе жилых помещений составляет 3 мг/м3.

В помещении с печным отоплением площадью 18 м2 и высотой потолка 2,6 м из-за неполного сгорания угля в печи в воздух выделилось 93,6 мг угарного газа. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация угарного газа в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию угарного газа в помещении.

15.

Раствор формальдегида зачастую используют в медицине как антисептик. Чему равна масса формальдегида, которую необходимо добавить к 150 г 10%-го раствора, чтобы получить раствор с массовой долей 25%? (Запишите ответ с точностью до целых).