№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 48707

1.

Из курса химии вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, перекристаллизация.

На рисунках 1 и 2 представлены приборы, использующиеся для разделения смесей двумя из указанных способов.


Из числа перечисленных ниже смесей выберите те, которые можно разделить данными способами:

 

а) глина и уголь;

б) вода и сульфат натрия;

в) сахарный песок и мел;

г) пентан и бензол.

 

Запишите в графы таблицы названия способов разделения смеси, соответствующие каждому из рисунков, и составы соответствующих смесей.

 

Номер рисункаСпособ разделения смесиСостав смеси
1
2

2.

На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

 

На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.

 

Ответы запишите в таблицу.

Символ химического

элемента

№ периода№ группыМеталл/неметалл

3.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента способность отдавать электроны — восстановительная способность — в периодах ослабевает, а в группах усиливается.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления восстановительной способности следующие элементы: кальций, натрий, магний, калий. В ответе запишите символы элементов в нужной последовательности.

4.

В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ с металлической и ионной кристаллическими решётками.

 

Характерные свойства веществ


С металлической кристаллической решёткойС ионной кристаллической решёткой

— Твёрдые при обычных условиях;

— высокая электропроводность;

— пластичные;

— высокая теплопроводность

— твёрдые при обычных условиях;

— хрупкие;

— тугоплавкие;

— нелетучие;

— в расплавах и растворах проводят электрический ток


Используя данную информацию, определите, какую кристаллическую решётку имеют вещества:

1) магний ;

2) оксид кальция .

 

Запишите ответ в отведённом месте:

 

1) магний

 

2) оксид кальция

5.

Сложные неорганические вещества можно классифицировать по четырём группам, как показано на схеме. В эту схему для каждой из четырёх групп впишите по одной химической формуле веществ из числа тех, о которых говорится в приведённом тексте.

Химические формулы запишите в таблицу в следующем формате: Al2(SO4)3.

 

Сложные вещества

 

оксидоснованиекислотасоль


Прочитайте следующий текст и выполните задания 5—7.

Сера — простое вещество жёлтого цвета, имеет несколько аллотропных модификаций (ромбическая, моноклинная и пластическая). Сера химически активна, горит в кислороде, взаимодействует с водородом, металлами, галогенами. При взаимодействии серы с водородом образуется газообразное вещество сероводород , водный раствор которого проявляет свойства кислоты. Наличие сероводородной кислоты можно определить с помощью раствора нитрата свинца . Одно из соединений серы с кислородом имеет состав и называется серный ангидрид, активно поглощает воду и превращается при этом в гидроксид серы (IV) . Серный ангидрид реагирует также со щелочами, например с гидроксидом натрия . Некоторые соединения серы, например сульфаты магния , натрия , меди , применяются в составе медицинских препаратов.

6.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции серы с водородом;

2) Укажите, к какому типу (соединения, разложения, замещения, обмена) относится эта реакция.


Прочитайте следующий текст и выполните задания 5—7.

Сера — простое вещество жёлтого цвета, имеет несколько аллотропных модификаций (ромбическая, моноклинная и пластическая). Сера химически активна, горит в кислороде, взаимодействует с водородом, металлами, галогенами. При взаимодействии серы с водородом образуется газообразное вещество сероводород , водный раствор которого проявляет свойства кислоты. Наличие сероводородной кислоты можно определить с помощью раствора нитрата свинца . Одно из соединений серы с кислородом имеет состав и называется серный ангидрид, активно поглощает воду и превращается при этом в гидроксид серы (IV) . Серный ангидрид реагирует также со щелочами, например с гидроксидом натрия . Некоторые соединения серы, например сульфаты магния , натрия , меди , применяются в составе медицинских препаратов.

7.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции сероводорода с раствором нитрата свинца (II), о которой говорилось в тексте;

2) Укажите признак, который наблюдается при протекании этой реакции.


Прочитайте следующий текст и выполните задания 5—7.

Сера — простое вещество жёлтого цвета, имеет несколько аллотропных модификаций (ромбическая, моноклинная и пластическая). Сера химически активна, горит в кислороде, взаимодействует с водородом, металлами, галогенами. При взаимодействии серы с водородом образуется газообразное вещество сероводород , водный раствор которого проявляет свойства кислоты. Наличие сероводородной кислоты можно определить с помощью раствора нитрата свинца . Одно из соединений серы с кислородом имеет состав и называется серный ангидрид, активно поглощает воду и превращается при этом в гидроксид серы (IV) . Серный ангидрид реагирует также со щелочами, например с гидроксидом натрия . Некоторые соединения серы, например сульфаты магния , натрия , меди , применяются в составе медицинских препаратов.

8.

В исследованной воде из ближнего родника были обнаружены следующие катионы

металлов: , , . Для проведения качественного анализа к этой воде добавили раствор .

 

1) Какое изменение наблюдается при проведении описанного опыта? (Концентрация веществ достаточна для проведения анализа).

2) Запишите сокращённое ионное уравнение протекающей химической реакции.

9.

Дана схема окислительно-восстановительной реакции:

 

 

1. Составьте электронный баланс этой реакции.

2. Укажите окислитель и восстановитель.

3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

10.

Дана схема превращений:

 


Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

11.

Из приведённого перечня выберите вещества, которые соответствуют указанным в таблице классам/группам органических соединений. Запишите в таблицу номера, под которыми указаны эти соединения.

 

АлкинКетон


12.

В предложенные схемы химических реакций впишите структурные формулы пропущенных веществ, выбрав их из приведённого выше перечня. Расставьте коэффициенты в полученных схемах, чтобы получились уравнения химических реакций.


13.

Циклогексан — бесцветная жидкость с характерным запахом. Он является представителем циклических углеводородов, обладает целым рядом важных свойств и широко используется в промышленности и лабораторной практике. Циклогексан можно получить в соответствии с приведённой схемой превращений:

Впишите в заданную схему превращений структурную формулу вещества Х, выбрав его из предложенного выше перечня. Запишите уравнения двух реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.


14.

Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК — это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК углекислого газа в воздухе составляет 9 г/м3.

На кухне площадью 5,8 м2 и высотой потолка 2,5 м, оборудованной газовой плитой, при горении газа выделилось 174 г углекислого газа. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация углекислого газа в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию углекислого газа в помещении.

15.

Часто в химии существует задача найти итоговую концентрацию соли в растворе, полученном при смешивании двух растворов с разной концентрацией. Смешали 300 г раствора с массовой долей соли 20% и 500 г раствора с массовой долей 40%. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?