Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, изучавших химию на базовом уровне.
Каждый вариант ВПР содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности.
В вариантах представлены задания различного формата. Данные задания имеют различия по требуемой форме записи ответа. Так, например, ответом могут быть: последовательность цифр, символов; слова; формулы веществ; уравнения реакций.
В работе содержится 4 задания повышенного уровня сложности (их порядковые номера: 9, 10, 13, 14). Эти задания более сложные, так как их выполнение предполагает комплексное применение следующих умений:
— составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства веществ и/или взаимосвязь различных классов веществ, и электронный баланс окислительно-восстановительной реакции;
— объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением;
— моделировать химический эксперимент на основании его описания.
Включенные в работу задания условно могут быть распределены по четырем содержательным блокам: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь».
Теоретические основы химии | |
Неорганическая химия | |
Органическая химия | |
Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь | |
ИТОГО |
Всего заданий — 15; из них по уровню сложности: Б — 11; П — 4. Максимальный балл за работу — 33 балла. Общее время выполнения работы — 90 мин. |
П — повышенный (40—60%).
|
сложности задания |
||
Чистые вещества и смеси. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии | |||
Состав атома. Протоны, нейтроны, электроны. Строение электронных оболочек атомов | |||
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | |||
Виды химической связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток | |||
Классификация и номенклатура неорганических соединений | |||
Характерные химические свойства простых веществ — металлов и неметаллов. Характерные химические свойства оксидов (основных, амфотерных, кислотных) | |||
Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот, солей (средних) | |||
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная | |||
Реакции окислительно-восстановительные | |||
Взаимосвязь неорганических веществ | |||
Классификация и номенклатура органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений | |||
Характерные химические свойства: алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, аренов; кислородсодержащих соединений: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы; азотсодержащих соединений: аминов, аминокислот, белков | |||
Проведение расчетов количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ | |||
Взаимосвязь между основными классами органических веществ | |||
Проведение расчетов с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе» |
Верное выполнение заданий 1, 2, 4–8, 11, 12, 15 базового и повышенного уровней сложности оценивается максимально 2 баллами, в случае наличия одной ошибки или неполного ответа выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Верное выполнение задания 3 оценивается 1 баллом.
Оценивание заданий 9, 10, 13, 14 повышенного уровня сложности осуществляется на основе поэлементного анализа ответов выпускников. Максимальная оценка за верно выполненное задание составляет 3 балла. Указанные задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены выпускниками разными способами. Поэтому приведённые в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа.
В процессе выполнения работы учащийся использует следующие дополнительные материалы:
— Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
— таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
— электрохимический ряд напряжений металлов;
— непрограммируемый калькулятор.